Владимир Фомичев

 

vf_1.jpgРодился 21 ноября 1954 года. Закончил Киевский инженерно-строительный институт. По профессии инженер-механик.

Заслуженный работник промышленности Украины.

Трудовую деятельность начал в 1976 г. с должности старшего техника-механика (ЗБТ «Облремстойтрест»). Прошел путь от мастера цеха, заместителя начальника цеха, главного инженера до председателя правления ОАО «Асфальтобетонный завод» (с 1994 г.).

Кор.:Владимир Давыдович, расскажите о своем жизненном пути. Из каких составляющих складывался сегодняшний руководитель предприятия Владимир Фомичев?

В.Д.: Если сказать честно, то того человека, которого вы видите сейчас, из меня сделала Сибирь. Я уехал туда молодым, мне было всего тридцать лет. Уговорили меня мои знакомые — надо было запустить асфальтный завод в Сибири. Фирма, где я начал работать, несмотря на свое не очень солидное название «артель старателей», была на самом деле очень серьезная. Добывали золото, а кроме этого cтроили дороги практически по всему Алтайскому краю. В подчинении у нас было семь асфальтных заводов, огромный рудник, двенадцать сорокатонных «Белазов», два КГ-5. Объемы работ мы выполняли очень большие. Через год уже был начальником участка, через два года зам. председателя артели. Потом стал первым замом. В принципе, первый зам. решал все. Председатель артели у нас был молодой украинец из Днепропетровска. Он решал возникающие проблемы, постоянно ездил в Москву, в министерство — пробивал все необходимое, а вся фирма в его отсутствие висела на мне. Я каждый день проезжал минимум пятьсот километров. Сам за рулем по тем дорогам, которых, кстати, практически и не было. Вот там, можно сказать, я и сложился как руководитель. Это была я меня настоящая школа жизни.

vf_2.jpgКор.:Как же Вашему предприятию удалось выжить?Но все в жизни когда-нибудь заканчивается, закончился и мой сибирский период. Я приехал в Киев, ощущая себя опытным, зрелым руководителем, способным руководить крупным предприятием. Но здесь меня, конечно, никто особенно не ждал. Мне было очень обидно услышать от директора одного из заводов, куда я пытался устроиться на работу: «Ты даже зам. главного механика не потянешь». Но судьба распорядилась по своему — и я пришел работать на вот этот асфальтный завод. Сначала начальником цеха одного, потом второго, потом главным инженером, потом директором и уже, слава Богу, восемь лет на этом посту. До меня, кстати, в этом кресле больше двух лет никто не задерживался. Предприятие я получил в 1994 году, как раз в тот период, когда пошла бешеная инфляция. Не было ни работы, ни денег. Предприятие полностью «лежало».

В.Д.:Вы знаете, я наблюдал в то время за своими коллегами-производственниками и сделал вывод — там, где к руководству пришли молодые руководители, предприятия начинают нормально жить и развиваться. Руководителям старой закалки было очень тяжело перестроить себя в новых условиях действия рыночных законов.

vf_3.jpgКор.:Вы создали команду профессионалов, где каждый занимается своим делом...Свою работу я начал с создания новой команды. Все привыкли, что на руководящих должностях должны дедушки сидеть, умудренные опытом. А я взял и назначил своими заместителями двух парней, которым было в то время по тридцать лет. Сегодня им по сорок, это люди, которые знают здесь все досконально. Некоторые руководители узурпируют власть. Я не стал этого делать. Я взял на себя административные функции. Мой первый зам. занимается исключительно «железом» — техника вся у него, второй зам. занимается производством, а третий — экономикой. Каждый из них на своем месте делает свое дело. Да, ко мне стягиваются все ниточки, глобальные решения принимаю я, но в работу своих заместителей я не вмешиваюсь. Всегда говорю им: вот здесь у меня в кабинете шестнадцать кресел — столько у меня подчиненных, тех, кто сидит здесь на планерках, остальные 180 человек ваши, вы ими и руководите. Поэтому, может быть, и завод преоб- разился. Сегодня это совсем другое предприятие, не такое, каким оно было 10 лет назад.

В.Д.:И считаю, что мне очень повезло в том, что команда сложилась и работает как слаженный, здоровый организм, который к тому же в наших условиях умудряется еще и развиваться. Но, знаете, команду эту надо было еще и воспитать, чтобы она набрала обороты. Этот процесс воспитания не прекращается и сегодня.

Кор.:Ваше предприятие выглядит сейчас очень респектабельно, особенно в контрасте с вашими соседями...

vf_4.jpgКор.:Это уже «европейский» асфальт?В.Д.:Если сравнить снимки завода прошлых лет с теперешними то, конечно, это небо и земля. Завод действительно был в разрухе. А я всегда считал, что предприятие должно иметь свое лицо, и общими усилиями мы это лицо создали. Сегодня нам не стыдно принимать гостей любого уровня. Приезжают немцы, чехи, шведы, а они в первую очередь смотрят на лицо предприятия. Вы ведь знаете, встречают по одежке... Кабинет директора тоже должен соответствовать его статусу, косвенно подтверждать платежеспособность предприятия в целом. Ведь директор — это человек, который принимает ответственные решения. Сейчас, когда иностранные партнеры приезжают, осматривают завод, садятся вот в эти кресла, они понимают, что перед ними — надежный партнер. Нам верят, с нами работают. Сегодня мы в Украине одни из первых вышли на европейские технологии производства. Уложено уже два экспериментальных участка щебеночно-мастичного асфальта на ул. Щербакова и на Окружной дороге. Такой асфальт на Украине еще никто не делал — мы первые.

В.Д.:Да. Мы и оборудование покупаем европейское, чтобы соответствовать общемировому уровню выпускаемой продукции. На сегодня нами подписан еще один контракт с чешскими производителями на приобретение нового оборудования. Это будет первый чешский асфальтосмеситель на Украине, но, я думаю, далеко не последний. В рамках этого же договора на территории нашего завода будет оборудован склад запчастей для асфальтосмесителей чешского производства. Для нас это означает решение проблемы с запчастями.

Кор.:А почему вы сотрудничаете именно с чехами?

В.Д.:Мы сделали детальный анализ рынка производителей оборудования, прежде чем заключили контракт с чешскими производителями. Все просто — оборудование по качеству и экологической чистоте практически одинаковое: и немецкое и итальянское и чешское. Разная цена. С немцами, итальянцами тяжело торговаться.

А чехи предложили самые выгодные условия — им интересен наш рынок, знакомы наши проблемы и, в конце концов, мы ведь тоже славяне.

Кор.:А когда новое оборудование войдет в строй?

В.Д.:Конец апреля — начало мая. Оно начнет отрабатывать себя уже в сезоне 2003 года, с этой целью мы его и брали именно в эти сроки. Тем более, что кредит-то под оборудование чешский, не наш.

Кор.:Почему же не наш?

В.Д.:А как вы думаете? Все очень просто. Чехи дали нам кредит на таких условиях, которые на нашем внутреннем рынке нам никто не смог предложить ни по срокам кредитования, ни по размеру процентной ставки. Таким образом чехи, во-первых, поддерживают своего национального производителя и, во-вторых, чешский банк все-таки зарабатывает на нас прибыль, которую мог бы заработать банк украинский. Но бизнес есть бизнес. Хотя я стою на позициях того, что в первую очередь мы должны давать работу нашим украинским коллегам. В рамках этого проекта мы заказали на киевском предприятии «Металлист» все несущие металлоконструкции для чешского оборудования. В результате и работа выполняется здесь, в Киеве, и деньги не уходят из страны. Я жалею о том, что наш Кременчуг, который когда-то обслуживал весь Союз, выпуская оборудование для асфальтных заводов, не хочет переходить на выпуск новых, современных асфальтосмесителей. Чешская фирма, с которой мы заключили договор, предлагала в свое время кременчугским производителям перейти на производство их продукции за небольшие комиссионные — они отказались. В результате их сегодняшняя продукция никем не востребована.

Кор.:Прошло уже много лет с того времени, как в Украине глобально укладывались дороги. Сейчас большинство из них требуют серьезного ремонта...

В.Д.:В общем-то, вы совершенно правы, хотя в Киеве дороги содержатся в более или менее пристойном состоянии. Я же прогнозирую в ближайшее время дорожный бум по всей стране. Украина без нормальных дорог европейского уровня просто не может существовать — наше географическое положение обязывает. Ведь мы находимся между востоком и западом — мы транзитная страна и нам нужны скоростные дороги с большой пропускной способностью европейского уровня. Но одно я знаю точно — без нового оборудования для укладки дорог, без применения новых технологий по производству асфальта мы дорог хороших не получим.

Кор.:Владимир Давыдович, Ваше предприятие является членом холдинга «Киевгорстрой». Участие в этой структуре чем-то помогает вам в работе?

В.Д.:Вне всякого сомнения. Вот сейчас как раз холдинг и помогает мне получить задолженность по объектам «Киевэнерго». Поляченко вообще мудрый руководитель, может, поэтому я и в холдинге. Я всегда говорил: если бы не Владимир Аврумович — эта система скорее всего развалилась бы. Не было бы у нас «Киевгорстоя» в том виде, каким он является сейчас. Он именно тот человек, который удержал эту махину, и она работает только благодаря ему.

Кор.:Другими словами, фактор личности играет важную роль в любом деле...

В.Д.:Ключевую роль, я бы сказал. В холдинге существует правило: если разговаривают руководители — первый с первым, то решение должно быть принято. И, подчеркну, оно будет выполнено. Потому что если ты один раз пообещаешь и не сделаешь, то получишь адекватное отношение к себе навсегда. Или, например, обоюдоострая ситуация по долгам. Мне должны, но должен и я. Мы работаем со многими предприятиями по пять-семь лет. Везде одинаковая ситуация. Все уважают своих партнеров, все терпят, все знают, что когда-нибудь все долги будут оплачены. Но нам будет постоянно тяжело, пока мы не начнем работать по-европейски: товар — деньги. Проблема неплатежей — это сегодня очень серьезная проблема для всей Украины.

Кор.:А вообще, много проблем возникает в работе?

В.Д.:К сожалению, более, чем достаточно. Например, покупая новое оборудование в Чехии, мы должны авансировать НДС, а это в нашем случае два млн. гривен. И это несмотря на принятые Кабинетом Министров решения о поддержке инновационной политики. Вот и получается, что развивая предприятие, я несу единовременно еще большие затраты. Да, это оборудование принесет прибыль, да, НДС нам, возможно, когда-нибудь вернут, но эти деньги могли бы уже сейчас работать на мое предприятие, мы могли бы их вложить в развитие. И этим еще не заканчивается. Пять процентов «растаможка» — за что?! Наоборот, государство должно сказать: завози, ставь, а начнет оборудование работать и приносить доход — тогда и заплатишь налоги. Закон об инвестициях входит в силу с первого января, но попадем ли мы под действие этого закона, включат нас в инновационную программу, или нет — это еще вопрос. А новое оборудование завозится уже в феврале. Пока в стране не будет нормального налогового законодательства, подобные проблемы постоянно будут возникать в работе абсолютно всех предприятий. Парадокс — страна существует уже одинадцать лет, а налогового кодекса все нет. В прошлом году бюджет приняли без него, в этом история повторяется. Посмотрим, что будет при новом Кабинете Министров. Я всю жизнь был оптимистом.

Кор.:Никогда не хотелось бросить все и заняться более спокойным делом?

vf_5.jpgА пока не может человек рабочий позволить себе изобилия. 600 гривен — это не зарплата. Моя цель прийти к тому, чтобы я мог платить своим рабочим зарплату минимум $500. Но, к сожалению, одного моего желания здесь не достаточно. Законодательство и, соответственно, власть должны повернуться к производственни¬кам, что называется лицом, начать помогать нам зарабатывать налоги для бюджета, а не выдавливать их из предприятий, иначе наши благие намерения так намерениями и останутся.В.Д.:Никогда. Бросить завод, бросить людей, которые поверили в тебя — это был бы мой последний шаг. Ведь у каждого из них есть своя семья, свои проблемы. Человек должен чувствовать заботу о себе: это и спецпитание, и холодная газвода летом, и подарки на Новый год и много чего еще. Единственное, о чем не перестаю жалеть — заставила в свое время жизнь продать свою базу отдыха в Козине. Надеюсь, когда разбогатеем, купим себе где-нибудь в Крыму.

Дата: 
1 лютого, 2003
2017 © Приватне акціонерне товариство "Асфальтобетонний завод"