На трех китах

 

«Главное в этом мире не то,
где мы стоим, а то, в каком
направлении движемся»

Оливер Холмз

article5_1.jpgЧто надо для того, чтобы предприятие успешно работало? На этот вопрос, без сомнения, четко ответит мало-мальски грамотный человек, без запинки перечислив основные составляющие успеха: умелое руководство, передовая либо оригинальная технология, современный маркетинг.

И все мы прекрасно знаем, что только на этих трех китах можно уверенно себя чувствовать в Мировом океане рыночной экономики.

Но по многим объективным и субъективным причинам, предприятий, действительно полноценно работающих и соблюдающих все три принципа, до обидного мало. Во всяком случае, гораздо меньше, чем могло бы быть. Смело можно утверждать, что, если взять за критерий уровень заработной платы работников, то предприятий процветающих, по западным меркам, у нас нет вообще.

Все-таки, наверное, в наших специфических условиях, самая правильная теория не дает полноценных результатов без надлежащего апробированияее на практике. Поэтому, любой реальный опыт людей, создавших все необходимые предпосылки для нормальной работы своих предприятий, буквально на вес золота. И потому, вполне обоснованно будет вернуться к нашей статье «Золото бывает и черным», опубликованной в прошлом номере нашего журнала, продолжив знакомство с киевским ОАО «Асфальтобетонный завод».

Но на сей раз мы будем бесседовать не только с председателем правления Владимиром Давыдовичем Фомичевым, (далее – Ф.), но и с двумя его заместителями: главным инженером Владимиром Владимировичем Литовко (далее – Л.) и Виктором Степановичем Загладько (далее – З.), отвечающим за маркетинг и сервисное обслуживание.

Любому производственнику легче рассказать о том, что и как он делает, чем раздумывать над глобальными проблемами, типа: «как это ему удалось?». Но точно так же, как за художника говорят его произведения, так и о любом профессионале лучше всего свидетельствуют конкретные результаты его труда.

Поэтому, для начала, с места в карьер, задаем самый простой и элементарный вопрос:

article5_2.jpgФ.: Мы только-только закончили работы на Подоле (улица Набережно-Луговая). Это первая улица в Киеве, выполненная, действительно, по европейским стандартам. Участок составляет 3,5 км и протянулся он от Рыбальского моста до путепровода.Кор.:Чем вы сейчас занимаетесь?

Кор.:А что означает по европейским стандартам?

Ф.: В асфальтобетон добавлены пластификаторы, которые три раза увеличивают прочность покрытия, а также улучшают все его физико-механические характеристики. Дорога гарантированно будет эксплуатироваться в течение десяти лет. И никакого ремонта за весь этот срок не потребуется.

Кор.:В течение десятилетия никакой поверхностной обработки, даже ямочного ремонта не будет?

Ф.: Не будет.

Кор.:В такое, конечно, поверить тяжело. Для нас,привыкших к постоянным ремонтным работам, слишком непривычно. И за какой промежуток времени было создано это, более чем трехкилометровое, чудо?

Ф.:Всего за шесть ночей. Укладывали по две тысячи тонн асфальта за ночь. Начинали в восемь вечера и работали до шести утра. А утром машины уже ехали по свежему асфальтобетону.

Кор.:И никаких следов?

Ф.:Никаких. Дело в том, что сразу же после укатки асфальт становится, буквально, как камень. И такой результат получается именно за счет добавок. Это американская технология.

Кор.:Качество дорог в США общеизвестно. Но наверное, чтобы его получить и дорожная техника должна быть несколько иной, чем у нас?

Ф.:Да, как раз эта рецептура очень сложная для наших отечественных дорожных машин. Здесь толщина укладываемого слоя и многие другие параметры должны строго выдерживаться, что невозможно при использовании нашей техники. Но в Киеве уже имеется и французский асфальтоукладчик, и импортные виброкатки, с помощью которых и была выполнена эта работа.

Кор.:Ну в Киеве уже, как в Греции, все есть. Но. Кроме столичных улиц, несущих сейчас на себе немыслимую ранее нагрузку, и, конечно же, очень нуждающихся в современных покрытиях, в Украине существуют еще многие сотни километров автодорог. А основные из них должны вписываться в запланированные международные транспортные коридоры. То есть, полностья отвечать тем современным стандартам, о которых мы говорим. Как же с ними?

Ф.:Некоторые ДРСУ. Например, на западном и южном направлениях, уже имеют такое оборудование. И они тоже начинают класть дорожные покрытия с добавками. Вот, как раз 10-го июня Автодор организовывает в Киеве Международный семинар, посвященный именно транспортным коридорам и обеспечению качества покрытий будущих трасс. Его участники заедут к нам.

Кор.:А вы тут при чем, вы же работаете в городе?

Ф.:Мы первые в Украине начали производить, так называемый, щебеночно-мастичный асфальтобетон, отвечающий всем необходимым требованиям. Получается, что мы, как бы, имеем эксклюзив. Сейчас нам дают участок на дороге Киев-Чоп для укладки такого основания. Хотя своих организаций у Укравтодора – множество, но именно нам доверена укладка первого экспериментального участка.

Л.: Укравтодор поручил разработку технических условий на производство щебеночно-мастичных асфальтобетонов ГосдорНИИ. Мы тоже этим параллельно занимались и оказались на шаг впереди.

Кор.:Так вы обскакали такое уважаемое научное учреждение?

Л.:Мы тоже работаем не без научного сопровождения. Тесно сотрудничаем с кафедрой дорожных материалов и химии Транспортного университета, которую возглавляет профессор Мозговой. И совместными усилиями уже почти «родили» эти технические условия.

Кор.:Получается полное воплощение старого, но очень верного лозунга «наука производству». А в чем, как говорится, сама соль этой технологии?

Л.:И в бывшем Союзе,и в Украине она еще не применялась, хотя вся Европа уже лет 20 использует такие покрытия. Принципиальная разница лишь в том, что битум модифицируется полимером для улучшения его свойств, а в состав обязательно добавляются волокна целлюлозы, которые существенно увеличивают несущую способность, прозрачность и долговечность дороги. За счет применения таких асфальтобетонов уменьшается толщина дорожного покрытия, что само по себе является положительным фактором. А составляющие асфальтобетонов, практически, те же. Гранитный отсев, гранитный щебень, известняковый минеральный порошок, и как вяжущее – нефтебитум, только модифицированный.

Кор.:Наверное, это несколько дороже, чем обычный асфальтобетон?

Л.:Смотря,как считать. Срок службы дорожного покрытия, выполненного на основе мастичного асфальтобетона на несколько порядков выше. Изначально он немного дороже, но, за счет того, что меньше толщина слоя, получается прямая выгода.

Ф.:Скупой платит дважды.

Кор.:Но пока у заказчиков преобладает стремление сэкономить?

Ф.:Часто бывает как? Проектанты напишут – асфальтобетон с полимерными добавками. Быстро посмотрели и, не разобравшись, пришли к выводу, что это дороже. Полимеры вычеркивают, только асфальтобетон оставляют. А с прошлого года, наконец, перестали вычеркивать.

Кор.:Как вы думаете, почему?

Ф.:Ну, может, осознали, наконец, что лучше сделать на 10 лет, чем каждый год ремонтировать. А сейчас уже и городские власти пришли к тому, что надо класть полимерное покрытие, делать качественные дороги.

Л.:Практически каждый день ремонтируют Южный мост, сегодня одну ямку, завтра – другую. И так по кругу ходят. Вы спрашиваете, почему уже не вычеркивают? Может еще и после того, как мы заасфальтировали площадь Победы. Там покрытие выполнено на полимербитумных вяжущих. Хотя исходный материал – красный отсев, ни в какие ГОСТы по прочности не входил. И только с помощью полимербитума мы смогли слепить такое тесто, связать его и добиться необходимых показателей.

Кор.:И как вам удалось убедить городские власти применить это новшество?

После того. Как руководство увидело все своими глазами. Перед тем. Как положить на площади Победы покрытие из красного асфальтобетона, мы сделали такое же покрытие перед заводоуправлением. Так же было с модифицированным битумом. Мы прежде положили 150 метров у себя на заводе, и только потом. Когда сами посмотрели, что оно и как, предложили заказчикам.

Кор.:Так что, вы уже специалисты по опытным участкам?

Ф.:В течение двух последних лет мы положили уже три опытных участка с тремя разными модификаторами, и сейчас наблюдаем за результатами: есть ли трещины, какие. Где колейность и т.д.

Л.:Кроме того, мы научились делать покрытия любого цвета. Имеем уже опыт.

Кор.:Цветной асфальт, конечно, красивый. Но, может, это просто блажь, или он имеет право на существование?

Л.: Это веяние времени, на западе разноцветный асфальт находит широкое применмние. Даже на автобанах покрытия разного цвета. А в черте города, тем более: например, велосипедная дорожка – красная, полоса парковки – светлая или белая, при основной массе, допустим, зеленой.

Кор.:Но капризы появляются лишь тогда, когда решены проблемы. Наверное, сегодня нам пока еще не до капризов?

Ф.:Сегодня главная наша проблема это – модернизация оборудования. Над ней мы сейчас и работаем, изучаем рынок, имеем обширную информацию. И уже на этой неделе мы сделаем окончательный выбор. Скорее всего, бкдем менять асфальтосмесительное оборудование. Это решит сразу несколько задач.

Кор.:А именно?

Л.:Во-первых, это даст возможность выпускать бетонные смеси абсолютно всех типов. Во-вторых, это оборудование включает в себя и установку для модификации битума. В-третьих, будет тканевая пылеочистка. Такие асфальтосмесители, которые выпускают в последнее время в Европе, устанавливают, к примеру, в центре крупных городов, без каких бы то ни было вопросов и ограничений. Решается вопрос экологии, а ведь мы находимся в санитарнозащитной зане Днепр, в районе правительственных трасс, так что для нас это очень важно.

Кор.:Пылеочистка – это производство. А как быть с летними испарениями самого асфальта?

Ф.:Чтобы избежать испарений мы и перешли на производство асфальтобетона с полимерными добавками, так как их прочность при +50оС в три раза выше. То есть, обычный асфальт при нагревании до +50оС уже «плавает». А благодаря покрытиям.

Кор.:Вам поручаются, по сути, все самые ответственные объекты в городе, их все знают и они достаточно традиционны. А доводилось ли вам делать нечто этакое, что не укладывается в привычные рамки?

Л.:При благоустройстве Республиканского стадиона в 1998 году, у нас была несколько иная работа. Там, поверх асфальтобетона должно было идти «Мондо» - спортивное итальянское покрытие. Но, чтобы оно надежно приклеилось, мы добавляли в асфальтобетон специальные добавки. То есть, мы уже тогда их применяли, но они были несколько иные.

Кор.:И в спортивных сооружениях без вашей продукции не обойтись?

Ф.:Понимаете, асфальтобетон выравнивает основание, которое должно быть идеальным. Мы делали теннисные корты «Наука». Комплекс «Динамо-Киев» в Конче-Заспе тоже. Кроме всех подъездов и ангаров, под одно футбольное поле с искусственным покрытием тоже клали основание.

Л.:Теперь на очереди спорткомплекс - «Чайка». Есть уже проект для организации на нем автогонок. Типа «Формулы-1», на 45-ти километрах кольцевой дороги. Возможно, будем там работать. Мы уже все обследовали, имеем научное обоснование, что и как надо делать.

Кор.:Так у нас будет своя украинская «Формула-1»?

Ф.:Да. И если мы договоримся, то будем делать все. Как для «Формулы-1». Заказчики уже приглашали много организаций, составляли сметы. Но. Опять-таки, все хотят дешевле. Но нужно все делать согласно науке, чтобы получить качественное покрытие, ведь от этого зависит человеческая жизнь.

Кор.:Ваш основной заказчик – город, следовательно, самые мощные строительные организации. А с какими фирмами «попроще» вы имеете дело?

Ф.:Например, с фирмой «Агро», которая построила практически все «Макдональдсы» и магазин «Била».

Кор.:А сколько всего у вас клиентов?

Ф.:Около 200 организаций.

Кор.:Организации, наверняка, разные, рецептов асфальтобетона много, как же заказчику выбрать то, что ему действительно нужно?

Л.:Все зависит от того, какие функции несет дорожное покрытие. Если покрытие предназначено для тротуаров – то нужен асфальтобетон мелкозернистый. Если есть высокая интенсивность движения, то, естественно – крупнозернистый. Мы, конечно, даем подсказки, если возникает необходимость, хотя это дело проектирующей организации.

Кор.:Есть ли различие в ценах?

Ф.:Практически нет.

Кор.:Поскольку речь зашла о цене, то напрашивается вопрос: почему, допустим, надо покупать у вас, а не у ваших конкурентов? В чем преимущества вашей продукции?

Л.:Мы делаем свое дело и стараемся делать его хорошо.

Кор.:Но делать дело – одно, а его конечный результат – продукция – это совсем другое. И каждый свой товар хвалит – «не похвалишь, не продашь». Не так ли?

Ф.:Согласен. Но для того, чтобы потребитель шел к нам, одного товара, даже отличного качества, мало. Надо еще предоставить качественный сервис, полный комплекс услуг. И, чтобы это был единый процесс. Я не говорю, что наш асфальт самый золотой и самый красивый, хотя в глубине души, в этом уверен.

Л.: По крайней мере он не хуже, чем у других.

Ф.:Уверен, что лучше. Это не только мое мнение, а мнение потребителей, работавших с другими заводами и, в итоге, перешедших к сотрудничеству с нами.

И чем вы их привлекаете?

З.: Человек приходит к нам, раскрывает фотоальбом. На одной странице видит Железнодорожный вокзал; на второй – Площадь Победы; на третьей – улицу Телиги; на четвертой – Бессарабский квартал. И так далее. Естественно, он делает вывод: если наша продукция используется на таких объектах, значит, наверняка, она высококачественная.

Кор.:Вы упомянули о полном комплексе услуг. В чем он заключается?

З.:Если заказчику требуется машина для доставки продукции, - мы её предоставляем, надо уложить асфальт – мы помогаем и с укладкой. Также существует у нас специальная компьютерная программа, в которую заложены все расценки и нормы расходов наших материалов. Вводятся данные объекта заказчика, и, согласно его пожеланиям, он тут же получает готовую смету.

Кор.:А как обстоят дела с обычным, будничным оформлением получения товара?

З.:Клиенту не приходится ждать. У нас прекрасно отлаженная компьютерная система: поступила заявка – накладная сразу же ушла на весовую. То есть. Клиент делает один звонок, в диспетчерскую службу или производственный отдел по поводу заказа, и больше ничего не требуется. Компьютер выдает адрес, он высвечивается на весовой, после чего приезжает водитель и забирает продукцию. Только единственный раз заказчику надо приехать для того, чтобы забрать налоговую накладную. И все!

Кор.:Очевидно, такая система налажена у вас с постоянными клиентами, а если фирма-заказчик – «одноразовая»?

З.:Когда к нам обращаются одноразовые фирмы, то сбрасывают по факсу доверенность. И по ней, в дальнейшем, водитель получает все, что было заказано. К приезду водителя все документы уже готовы. Так что, заказчику даже не обязательно знать, где мы находимся.

Кор.:А как же он может о вас узнать?

З.:Потребитель может получить всю необходимую информацию через Интернет: полный ассортимент продукции, цены на нее, стоимость доставки и укладки, прочее. Он может может оставить свою заявку и даже по особому коду узнать суммы взаиморасчетов с нами.

Кор.:Значит у вас есть свой сайт?

З.: Да, http://www.abz.kiev.ua. Кроме того, хотелось бы напомнить наш электронный адрес:Marketing@abz.kiev.ua , и многоканальные телефоны: 295-9444, 295-9434, 295-6837. Адрес: Киев, Хутор Остров: ехать от станции м. «Выдубичи» до Асфальтобетонного завода.

Итак, в конечном итоге нашего импровизированного «круглого стола» выяснилось, что и он тоже держится на все тех же трех китах. И остается только пожелать ОАО «Асфальтобетонный завод» счастливого плавания.

Святослав Мариуц

Дата: 
8 квітня, 2003
2017 © Приватне акціонерне товариство "Асфальтобетонний завод"